Long live the king! - рецензия на фильм "Черная Пантера"

18.02.2018 03:31
Long live the king! - рецензия на фильм "Черная Пантера"

В этом году кинематографическая вселенная «Марвел» отмечает свое первое десятилетие. Тогда, в 2008-м, когда в прокат только собирался выйти первый фильм о Тони Старке, мог ли кто-нибудь представить, чем все это обернется? Скорее всего, нет – так как это тот случай, когда реальность превосходит самые смелые ожидания. И, посмотрев на расписание премьер этого года от «Марвел», понимаешь: кажется, они планируют установить новый рекорд в превосхождении самых смелых ожиданий.

Спрятанная в самом сердце африканского континента богатейшая страна мира Ваканда тщательно скрывалась от остального мира на протяжении многих веков. Имея доступ к самому дорогому металлу, вибраниуму, вакандийцы мирно и постепенно строили свою тайную цивилизацию, которая в конце концов значительно превзошла достижения других стран и народов. Пока планету лихорадило рабством, войнами и болезнями, Ваканда была похожа на королевство из детских сказок. Глубоко почитая древние традиции и никогда не останавливаясь в своих научных поисках, вакандийцы делали все для своей страны и ничего – для остального мира. Но возможно ли соблюсти все древние традиции, возможно ли оставить все неизменным сейчас, в XXI веке? Эти и многие другие вопросы стоят перед молодым правителем Ваканды Т’Чаллой, и главный из них: «Что значит быть королем?».

«Черная пантера» – один из самых необычных фильмов «Марвел». Парадоксально, но при наличии трех сольных фильмов о Торе, прочно завязанных на скандинавских мифах, богах и артефактах, история Т’Чаллы оказывается более мифологической. Видимо, все дело в том, что с «Тором» пытались всю эту древнюю мифологию направить в современное поп-культурное русло (и Тайка Вайтити в третьей части достиг в этом новых вершин), а «Черную пантеру» хотели снять именно как эпос, на обширном полотне которого возникают (и, очевидно, исчезают) фигуры героев. При желании здесь без проблем можно увидеть далеко не один архетип, причем понимать это слово нужно как никогда широко, потому что диапазон здесь от древних легенд до бондианы. Да, у Т’Чаллы есть свой Q, и техника у него (точнее, нее) – еще круче, чем у Бонда.

Как и полагается для эпоса, завязка у «Черной пантеры» довольно длинная, и, надо признать, этот фильм – один из самых серьезных по тону повествования во всей киновселенной «Марвел». Особенно это ощутимо после прошлогодних «Тора» и «Стражей галактики». Главные герои почти монолитно серьезные и иногда эпически-пафосные, и за юмор в «Черной пантере» отвечают только энергичная принцесса-изобретательница и уже известный нам агент Росс (и, кажется, у Мартина Фримана действительно амплуа играть своего рода Бильбо – даже если это суперагент).

В принципе, фильм и правда похож на классическое фэнтези, и в сценарии, по сегодняшним меркам, нет ни твистов, ни особой интриги. Перед нами довольно классическая версия становления героя-короля, но если Тору в первом фильме, скажем, пришлось пережить какую-то трансформацию, и из легкомысленного «золотого мальчика» превратиться в более серьезного и ответственного, в настоящего достойного наследника престола, то у Т’Чаллы этот путь и короче, и прямее – он и в начале фильма уже готов быть королем.

«Черная пантера» делает несколько важных вещей: во-первых, она полноценно представляет новых героев и новую географическую точку киновселенной «Марвел» (да, как мы прекрасно понимаем, и старые герои, и старые места в этом неопределенном экшн-мире исчезают, и на их место должны приходить новые), а во-вторых (что напрямую связано с первым пунктом), этот фильм постепенно настраивает нас на следующую ленту студии. Теперь последний фрагмент паззла встал на свое место, но увидеть картинку в целом мы сможем только в мае – с выходом фильма «Мстители: Война бесконечности».

blog comments powered by Disqus